В 2018 г. в Киеве вышла книга Х. В. Дельмаева с длинным названием «Краткая история чеченского селения Чишки, расположенного в Аргунском ущелье, а также новые достоверные сведения о чеченском варандоевском клане и его основных фамилиях. Почти документальная повесть». Автор, кроме заявленной в названии темы, вознамерился также, судя по краткой аннотации, изложить некоторые данные о соседних с селением Чишки селах. Таковыми в книге автора оказались в основном вашандароевские села Дуба-Юрт, Дачу-Борзой, Улус-Керт, Ярыш-Марды, и даже лежащее в десятке километров вверх по Аргуну село Зоны (Зонах). Вроде все понятно, два тайпа веками живут бок о бок, вместе первыми встречали врага, осмелившегося заглянуть в Волчьи ворота – Аргунское ущелье, – дружили и роднились, хотя не обходилось порой и без ссор и обид. В общем, все как у людей.
И вот для начала автор задается вопросом: «Почему Дуба-Юрт называется Дуба-Юртом, Улус-Керт – Улус-Кертом и почему они в начале 2000-х годов лежали в руинах?» И сам же отвечает: «На первый вопрос вряд ли кто вам ответит полно. Скажут: «поселение Дубы». Это правильно. Но мало кто вспомнит, кроме, пожалуй, историков и прямых потомков, что была такая историческая личность – наиб имама Шамиля Дуба Джукаев, вашиндароевец по происхождению. Вот по имени этого-то Дубы, как говорят знающие люди, и называется село Дуба-юрт» (с. 26). Мы не знаем где автор нашел этих «знающих людей», но они ему, мягко говоря, сказали неправду. Да, Дуба Джукаев вошел в историю как наиб Шамиля Дуба Вашандароевский. Но. Вашандароевцем если он и был, то только наполовину, со стороны матери. Вашандароевским он стал, потому что он родился в Вашандарое, жил с отцом в Улус-Керте, опорой его наибства были вашандароевские села, костяк его отряда составляли вашандароевцы, похоронен он в вашандароевском селении Улус-Керт.
Если бы Х. В. Дельмаев удосужился бы спросить у действительно знающих людей, хотя бы тех же потомков Дубы, часть которых до сих пор проживает в селе Алхазурове, то автор знал бы, что Дуба происходил из тайпа чIинхой (клана, по терминологии автора, бугIарой). Все это можно было бы прочитать в книге Ю. У. Дадаева «Дуба – храбрый наиб Шамиля» (Махачкала-Грозный: Лицо Кавказа, 2016. С. 40, 131). После назначения на должность наиба Шатоевского в 1843 г. для охраны входа в Аргунское ущелье по указанию имама Шамиля была заложена крепость-застава – гIап, – или «капу», как назывались подобные укрепления в русских источниках. В «Топонимии Чечено-Ингушетии» приводится название местности на северо-восточной стороне Дуба-Юрта – Дубин гIап лаьттинчу (Сулейманов А. С. Топонимия Чечено-Ингушетии. Ч. III. Гр., 1980. С. 130). Вскоре вокруг этого укрепления вырос небольшой хутор, уничтоженный вместе с резиденцией Дубы в марте 1847 г.
В самом начале 1859 г. Дуба сдался русским властям. Ему был пожалован чин прапорщика милиции и дано разрешение поселиться на том месте, где некогда стояла его резиденция. Сюда же начали возвращаться и вашандароевцы, образовав вскоре небольшое селение. В 1871 г. за верную службу царскими властями подпоручику Дубе Джукаеву было пожаловано 400 десятин земли на берегу Аргуна, в том числе и земли, на котором возникло новое селение. Однако прожил он здесь недолго, вследствие возникшего с вашандароевцами конфликта Дуба Джукаев оставил им эти земли и основал новый хутор на речке Энгелик. В 1875 г. недалеко от него обосновался другой царский служака Алхазур Ганжуев, которому власти подарили 225 десятин земли. В 1928 г. хутора Дубы и Алхазура объединили в одно село, получившее название Алхазурово.
Однако, вернемся к книге Х. В. Дельмаева. На следующей странице (с. 27) автор пишет: «Совсем никто не ответит вам на второй вопрос – почему селение Дуба-«юрт»? Ведь чеченцы называют село «Дубы аул», а не «Дубы юрт». Далее автор пускается в длинные и путаные рассуждения, суть которых сводится к тому, что слово юрт тюркского происхождения. Не будем спорить, хотя может и стоило, ссылаясь на работу известного лингвиста, кандидата филологических наук А. Дж. Вагапова, доказывающего, что вполне возможна и чеченская этимология этого слова (Вагапов А. Дж. Этимологический словарь чеченского языка. Тбилиси: Меридиани, 2011. С. 339). Ну да ладно.
Далее автор пишет: «В Чечне села называются юртом по-русски, хотя сами местные жители называют их чаще всего по-другому. Например, чеченцы говорят «Чуьри оьвла», «Дуби оьвла», «Мескер оьвла», а на русской карте это обозначено «Чири юрт», «Дуба юрт», «Мескер юрт». Ну вот, автор дал само собой разумеющееся объяснение, впрочем, и так всем известное. Но тогда к чему был весь предыдущий не вполне корректный экскурс в историко-филологическую часть вопроса? Переворачиваем страницу, и опа! Очередное «открытие» от Х. В. Дельмаева поджидает нас. Оказывается, «первоначальными жителями Дуба-юрта были представители тейпа «ногIи» (с. 28)! Более того, по мысли автора, «это, видимо, тоже сыграло свою роль», почему русские записали его не «аул», а «юрт». А остальные чеченские села, где присутствует формант «юрт», по логике Х. В. Дельмаева получается, тоже основали «ногIи»?
Все дело, вероятно, в том, скажем в оправдание Х. В. Дельмаева, что в 3 томе «Топонимии Чечено-Ингушетии» А. С. Сулейманов приводит название родника НогIи шовда на восточной окраине Дуба-Юрта. В своем комментарии А. С. Сулейманов, неправильно истолковав это название как Ногайский родник, записал: «Название родника связано с названием тайпа ногIи – ногайцы» (Сулейманов А. С. Топонимия Чечено-Ингушетии. Ч. III. Гр., 1980. С. 130). В 4 томе «Топонимии Чечено-Ингушетии», вышедшем в 1984 г. А. С. Сулейманов написал: «Из писем читателей стало известно, что в Чечне нет ногIи тайп, но был человек по имени НогIи в гендарганойском роде. Был НогIи сильным и смелым человеком, рукой ловил одичавших лошадей, седлал их и обучал. От него пошло целое поколение, которое впоследствии выделилось в отдельный род – НогIин тейп». Эта ошибка была исправлена и в новых, доработанных и переработанных изданиях А. С. Сулейманова: «Топонимия Чечни» (Грозный, 1997) и «Топонимия Чечни» (Нальчик, 2006). А если Х. В. Дельмаеву все-таки интересно, то Дуби гIап, а впоследствии и Дуба-Юрт, были построены на вашандароевской земле.
С Улус-Кертом Х. В. Дельмаев «разбирается» подобным же образом: «Что же касается Улус-Керта, то здесь примерно такая же история». Раз слово «улус» «татарское» (о каких татарах идет речь, автор не поясняет, вероятно, о монголо-татарах), а «керт» – чеченское, то из этого, по мысли автора, следует, что «здесь стоял татарский «огороженный» «улус». Дальше совсем уже в соответствии с дедуктивным методом Шерлока Холмса, автор по одному этому слову «восстанавливает» бурную картину исторического прошлого местного населения: «Со временем жители ассимилировались, были уничтожены или ушли, а двуязычное название осталось» (с. 28). Но, как известно, дедуктивным методом в столь же блестящей и эффектной манере, как ею владел Шерлок Холмс, в реальной жизни даже его создателю Артуру Конан-Дойлу близко не удавалось воспользоваться. А одних фантазий Х. В. Дельмаева, что и говорить, мало для того, чтобы мы ему хоть в какой-то степени могли довериться. Не хочется думать, что Х. В. Дельмаев углупился, пардон, углубился во всю эту «татарскую» тарабарщину с целью доказать, что татары здесь древнее, чем вашандароевцы, или, что вашандароевцы из этих сел – это ассимилированные татары. Всю нелепость подобного рода домыслов нетрудно опровергнуть теми результатами ДНК-исследований, которые уже проведены инициативной исследовательской группой вашандароевцев среди представителей всех вашандароевских кланов (гара и некъи).
Еще один интересный вопрос, поставленный Х. В. Дельмаевым, был в том, почему Дуба-Юрт и Улус-Керт в начале 2000-х лежали в руинах. Ответ весьма странный и интересный: «Чишкам зачистки удалось избежать – наш дипломат Саидбекаич в данном случае оказался на высоте. А вот Дуба-Юрту (и вкупе с ним Улус-Керту – С. Д.) не повезло: сначала его несколько недель бомбили и обстреливали из всех видов оружия, а потом провели зачистку» (с. 29). Вот так вот: не повезло. Не повезло, что у вашандароевцев не оказалось своих дипломатов «на высоте». М-да, уж, как говаривал Киса Воробьянинов.
Через страницу-другую автор приводит перл от приснопамятного В. Б. Виноградова и безвестной нам Л. Мухамедовой, опубликованный то ли в августе, то ли в сентябре 1986 г. в газете «Грозненский рабочий», зачином которого является следующее заявление: «Чеченский аул, именуемый ныне Зоны, был, по преданиям, основан тайпом варандой…» (с. 31). Со следующим заявлением маститого некогда ученого и его соавторши мы не спорим: «Варандинцы оставили заметный след в становлении русско-вайнахских отношений». Также не вызывает у нас возражений и следующий пассаж: «Стоит ли удивляться, что выходцы из исторически активного тайпа «оседлали» очередным аулом ту традиционную дорогу по Аргунскому ущелью, которая издревле связывала равнинную и высокогорную Чечню, а также и вела еще дальше – в Грузию. И место они выбрали не случайное – у подножия гряды «БIаьн-дукъ» («Войска хребет»), по которой тянулась старинная тропа, ведущая в сердце аргунских гор, и цепочка сторожевых поселков (Чолхом Чу, ЦIом и другие)».
Все верно, если не считать следующие факты. Зонах был основан вначале вашандароевцами из Дачу-Борзоя, представителями клана Аспи-некъе, а после того, как село и находившаяся рядом башня были уничтожены русскими войсками в 1858 г., здесь было построено русское укрепление. Через несколько десятков лет, когда крепость упразднили, здесь обосновались вашандароевцы из кланов Жамсаг-гара и МIами-гара, что привело к недоразумениям между прежними жителями Зонаха и новыми поселенцами. Но, к чести вашандароевцев конфликт между различными ветками представителей одного тайпа не случился и все спорные моменты были улажены. Также не имеют варандоевцы никакого отношения к «сторожевым поселкам», располагавшимся на хребте БIаьн-дукъ.
В 3 томе «Топонимии Чечено-Ингушетии» А. С. Сулейманов написал, вероятно, пользуясь услугами все тех же «сведущих людей», которые снабжают информацией и Х. В. Дельмаева, о селе Зонах следующее: «Зоны, Зонах – селение в 10 км к северу от села Советское, напротив Варанды, на правом берегу реки Аргун… Живут здесь в основном варандой» (Сулейманов А. С. Топонимия Чечено-Ингушетии. Ч. III. Гр., 1980. С. 130). В переизданной в 1997 г. «Топонимии Чечни» написано: «Село расположено на правом берегу реки Чанты-Аргун, между селениями Ярыш-Марды и Шатой, напротив села Варанды. Живут здесь вашандарой, которые разветвляются на некъе: жамагар (правильно: Жамсаг-гара – С. Д.), мIамайнгар (правильно: МIами-гара – С. Д.), одамгар (правильно: Одам-гара – С. Д.), мулкъой, дIай, чIебарлой, чIаьнтий» (Сулейманов А. С. Топонимия Чечни. Гр., 1997. С. 417). А куда же делись варандой из Зонаха за 17 лет? Да никуда. Их просто там никогда и не было. А. С. Сулейманов просто исправил с опозданием на 17 лет свою ошибку.
В книге автор приводит имя известного по русским документа XVII в. деятеля Алхана Дикеева, всячески содействовавшего «становлению русско-вайнахских отношений», и побывавшего в возрасте 78 лет, если верить автору, в первопрестольной Москве. В приводимой автором генеалогии он возводится к числу его предков (с. 195). Ну что ж, знание своей родословной всегда вызывает уважение. Однако, вернемся к конкретному содержанию книги: «Отголоски же московской одиссеи Алхана, по словам знающих людей, отражены в известном «Илли (вайнахской народной поэме) об Астемире Шатоевском» (с. 56). Не знаю, какие чудеса и подвиги мог совершать 78-летний старик в ходе какой бы то ни было «одиссеи», чтобы о нем еще и героико-историческую песню сложили, но все же вынужден огорчить автора. «Знающие люди» опять подвели Х. В. Дельмаева: Астемир Шатоевский жил в 1-й пол. XIX в. в Надтеречье, а его потомки и поныне живут в селе Лаха-Невре (Ахмадовы, Мадаевы, Музаевы, Шамсудовы). Насколько мне известно, никто из них до сих пор не изъявлял желания изменить свой тайп на варандой или хьаккой, или какой-либо другой.
Так и хочется сказать Х. В. Дельмаеву, не пишите больше в ваших книгах ничего от упомянутых вами выше «знающих людей», если вы не хотите спровоцировать ненужные нашим тайпам разногласия, споры и конфликты. Во избежание всего этого, ради сохранения добрососедских отношений с нашими братьями-варандоевцами, мы не хотим озвучивать некоторые фамильные рассказы, которые бытуют среди вашандароевцев. К примеру, что предок Мески-некъе первоначально жил на хребте Мески-дукъ, откуда переселился в Улус-Керт; что некоторые фамилии из Дачу-Барзоя (который гораздо древнее селения Чишки) утверждают, что их делянки-ирзо располагались в прошлом и в районе села Чишки. Сегодня эти земли принадлежат варандоевцам, пусть так и остается в будущем ради нашего общего согласия.
Пишите о том, что вы можете лучше всего знать, – о ваших варандоевских селах, землях, людях. А если вы действительно хотите что-то узнать о своих соседях, спросите у них самих, и не сомневайтесь, среди вашандароевцев есть немало людей, которые знают свою историю лучше чем кто бы ни было и достаточно полно ответят на интересующие вас вопросы.
С.Демелханов
|