08:05 Гайсултанов Сайд-Али хаджи | |
Сайд-Али хаджи Гайсултанов родился в 1929 году в селе Вашиндарой Шатойского района ЧР.
Отец Сайд-Али хаджи Магомед Гайсултанов был очень уважаемым человеком среди своих односельчан, богобоязненным и честным, имел тесные связи с известными в то время учеными-богословами, такими как мулла Исмаил, шейх Изновр и другими. Дом Магомеда всегда был гостеприимным и часто эти праведные люди гостили у них и как рассказывал дед, когда все другие дети убегали играть, он пытался незаметно и тихо сесть в углу дома, чтобы послушать разговоры старших, боясь, что его прогонят. Отец Сайд-Али был трудягой, несмотря на то, что был инвалидом, хромал на одну ногу, вследствие несчастного случая, когда он упал на повозке с моста. Он был искусным плотником, подрабатывал мясником, зарабатывал честным трудом и своими руками. Во время репрессий Магомед прятал у себя муллу Исмаила, известного ученного и праведника с Вашиндароя, дед вспоминал, что в одно утро по доносу к ним ворвались нквдшники, но его отец и мулла Исмаил успели уйти ранее, так как их предупредили, рассказывал, как они кричали на его мать, спрашивая куда они направились, затем Магомеда задержали, но за неимением доказательств его выпустили, по милости Аллаха, ведь в то время могли расстрелять и по более незначительным причинам. В 1944 г. Сайд-Али был в седьмом классе, когда чеченцев и ингушей выселили в степи Казахстана, семья попала в небольшой городок Ленгер Чимкентской области. Это был шахтерский городок, и в основном все молодые люди здесь работали в шахтах по добыче угля. Когда люди уже обжились после первых лет голода и скитаний, он также устроился в шахту, затем он женился, появились дети. Когда Сайд-Али было около 30 лет, он начал учиться религиозным наукам, ему повезло так как его непосредственный сосед обладал начальными знаниями по арабскому языку, чтения Корана и другим. И все свободное время он уделял познанию этих наук. Дед рассказывал, что будучи молодыми, он и его два товарища заказали национальные костюмы и первые в их городе начали носить чеченскую форму, в то время как даже пожилые люди отошли от этого стиля одежды. Также они первые начали собираться для поминания Аллаха по правилам тариката в каждое воскресенье вечером, затем к ним начали присоединяться все больше людей, и они возродили этот обычай. После возращения с высылки Сайд-Али с семьей поселился в родном Вашиндарое, на выделенном ему участке, как он упоминал, в этот момент у него в кармане было 3 рубля. По милости Всевышнего ему подвернулась работа слесаря при постройке школы, и он смог построить небольшой дом, купить домашний скот и обеспечить пропитание семье. Однако жизнь в колхозе была невыносимой, можно сказать рабской, без какой-либо отдачи при неимоверном труде, поэтому Сайд-Али решает продать свой дом и переехать в с. Пригородное. Кроме этого важным фактором было, то что в Пригородном жили многие ученные-богословы и это было прекрасной возможностью продолжать приобретение знаний. Для своего удобства он устроился на вахту Грознефти охранником, так как график ему позволял и посещать своих учителей, а также учить своих учеников тайком прямо на рабочем месте. Проживая в Пригородном он посещал и брал знания у таких шейхов как Абдул-Гафур Хусанов, Лукъман, Халид и Хусейн Батукаевы, с ними он прошел шафиитский фикх по книге Шархь ал-Махьаллий, Тафсир ал-Джалалайн, Книги по грамматике и другим наукам. Он держал тесную связь с шейхом Изнауром, который был его наставником, часто посещал его, советовался с ним и опирался на его слова. В 1974 году он переехал в Грозный. Здесь продолжал свою преподавательскую деятельность в тайне от властей, ученики скрытно посещали его. Рассказывает один из учеников Сайд-Али хаджи, Ахьмад Альтемиров: «Сайд-Али Гайсултанов – один из выдающихся богословов Чеченской Республики с середины двадцатого века. Мне посчастливилось быть его учеником на протяжении 8 лет. С 1988 по 1996 год Сайд-Али обучал меня основам шариата. В те уже далекие годы, не было как в современном чеченском обществе, большого количества мечетей, а значит не было ни официального муфтията не было и официально назначенных имамов, за исключением нескольких функционировавших мечетей. Но это, как вы понимаете, была капля в море. В результате, на плечи Алимов ложилась большая нагрузка для примирения сторон, когда стороны конфликта прибегали к помощи Шариата. В 1989 г. официально, на государственном уровне разрешили строительство мечетей в каждом городе, районе, селе, ауле. За один-два года были построены до 300 мечетей, что конечно, не могло не радовать сердца мусульман. В 1989 же году инициативная группа жителей одного из самого большого села Чечено-Ингушетии: Старые Атаги, попросила Сайд-Али стать имамом их села, а также стать заведующим староатагинского медресе. Занятия в медресе начинались в 9 часов утра. Я был поражен работоспособностью моего учителя. Каждый день приходя к нему к 7 часам утра, для того чтобы изучить очередной новый материал, я находил его бодрым, несмотря на его почтительный возраст. Урок у нас с ним длился каждый день более часа. Мой учитель успевал прослушать заданное накануне «домашнее задание», разобрать трудные для меня места в тексте и начать новую тему. Затем мы отправлялись в Старые Атаги для обучения учеников, коих набралось немного-немало свыше 400 мутаалимов. В пятницу, Сайд-Али выезжал в мечеть также ранним утром, т.к. его чаще всего уже поджидали люди, страждущие задать свой вопрос по шариату, разрешить ту или иную проблему. Шейх находил общий язык с каждым из них. Решал их споры. Сельчане очень уважали и чтили своего Имама. Не раз я был свидетелем разбирательств, где порою «летели искры». Но авторитетное мнение уважаемого Сайд-Али, основанное на шариатском праве, становилось своего рода, «огнетушителем» намечавшегося «пожара». Сайд-Али Гайсултанов был имамом в Старых Атагах вплоть до окончания 1994 года.» Как уже было упомянуто, в 1989 году Сайд-Али хаджи возглавил мечеть Старых Атагов, был там имамом около 5 лет до начала войны. Проделал огромную работу по просвещению, развитию Ислама, при нем была построена новая мечеть, приглашались преподаватели из арабских стран, было создано медресе. В 1991 г. после избрания сьездом улемов муфтием Мухамад-Башира Арсанукаева, Сайд-Али стал его наибом. На этом посту он пытался максимально уделить внимание нуждам мусульман. Муфтият был абсолютно открытым для посещения и любой желающий мог войти и там всегда было многолюдно, шумно. Однажды двое состоятельных чеченских мухаджира из Турции пришли в муфтият и несколько дней наблюдали, затем они обратились к Сайд-Али хаджи и сказали ему следующее: «Мы наблюдали кому могли бы доверить одно дело несколько дней и решили, что ты подходишь лучше всех, мы хотим выделить места на хадж и просим тебя распределить их действительно нуждающимся и бедным». Сайд-Али сразу по памяти составил список всех, кого знал и многие неимущие люди смогли совершить хадж. После отставки Мухаммад-башира несколько месяцев занимал пост муфтия, но затем также сложил полномочия. После начала войны Сайд-Али с семьей вынужден был покинуть Чеченскую Республику, проживал в Хасав-Юрте, а затем в Нальчике. В 1998 году чеченская диаспора г.Тараз (бывш. Джамбул) Казахстан, пригласила его для исполнения обязанностей имама, в связи с тем, что диаспора остро нуждалась в человеке, знающем религию. Там он прожил до 2009 года, когда принял решение вернуться домой, как он говорил, желая иметь могилу на родине. Община г.Тараз до сих пор вспоминают его теплыми словами и ностальгией по тем дням, когда он жил среди них, они с болью расставались с ним, однако не могли не уважать его выбор. После приезда домой жители с.Зоны обратились к нему с просьбой возглавить мечеть этого села. Где он продолжал свою деятельность до конца жизни. 9 февраля 2013 года Сайд-Али после нескольких месяцев тяжелой болезни ушел к своему Господу. Огромное количество людей со всей республики посетили его похороны, в том числе высшее руководство ЧР во главе с Р.А.Кадыровым, который распорядился назвать в честь него новую мечеть, построенную на 12 участке г.Грозного. Также центральная улица с.Зоны была переименована в его честь. Сайд-али хаджи был известнейшим и авторитетным богословом во всей республике, все, кто был знаком с ним отзываются о нем как о человеке принципиальном, справедливом, прямом, искреннем, честном и неподкупном. Он относился с уважением одинаково как с старому, так и молодому, готов был служить всем, не жалел себя ради людей, и если ты глубокой ночью попросил бы его помочь в каком-то деле он без слов немедленно вскакивал и шел с тобой. Он имел огромный авторитет в разрешении споров и конфликтов, был старейшиной своего тайпа, к которому люди обращались по всем своим нуждам и просьбам. Наверное, не счесть тех дел которые он разрешил и тех маслаатов, которые заключил. Он умел находить подход к людям, был веселым, добрым с людьми, за что его очень любили все, кто знал его. Его красноречие, мудрость и умение довести информацию оставляли след, он всегда выражал то, что у него на сердце, пытался говорить только правду, выразить свое мнение в каких бы условиях не был, по этой причине заслужил уважение и почет среди чеченцев. Он был из той плеяды людей, которых практически не осталось в наше время, эпохи ученных, которых будут всегда вспоминать среди народа, цитировать их мудрые слова и вспоминать достойные поступки, приводя в пример последующим поколениям.
А.С. Гайсултанов 20.03.2016 г. | |
|
Всего комментариев: 1 | |
| |