17:26 Когда и почему часть Нохчи закрылись в горах. | |
Вопрос ухода нахов в горы для самосохранения и обратного выхода на плоскость является отдельной темой, выходящей за рамки настоящего исследования. Подробно об этом написано в нашей книге «Иван Грозный или Халиф Берса?», здесь же обозначу только основные моменты. В отличие от распространенного мнения, по версии автора, закрылась часть Нохчи в горах не во времена Тимура Хромого, а в период, получивший название «Смутное время», сразу после распада Золотой Орды, вернее того, что скрыли под этим названием[11]. Тогда шло повсеместное уничтожение нахов пришедшими к власти в мире силами. Спасаясь от истребления, часть Нохчи эмигрировала в разные регионы планеты. Со временем они забыли о своем происхождении, утеряли язык и ассимилировались с народами территорий пребывания. Сегодня известны такие народы нахского происхождения как горцы Кашмира, индийские курги, индийские нахали, некоторые народности Афганистана, Таджикистана, Пакистана и ряда других территорий. Нет оснований, говорить, что все они связаны с упомянутым периодом, но наличие у них нахских корней является фактом непреложным. Другая часть нахов, сохраняя свою национальную самобытность, доверенные им Божий язык и обычаи Ислама, скрылась в ущельях чеченских гор. Узкие проходы, являвшиеся естественными преградами, позволяли небольшими силами сдерживать натиск врага любой численности. При имевшихся в те времена средствах ведения войны преодолеть такие заслоны было невозможно в принципе. Башни-близнецы, контролирующие узкий проход в районе горного Итум-Кале являются ярким примером подобного заслона. Была и третья группа нахов. Это те, которые остались на своих местах, принеся присягу на верноподданство России. Часть из них со временем, видимо, смешались с пришлыми тюркоязычными племенами, переняв их язык. Итогом смешения стали некоторые кавказские народы. Есть основания полагать, что таким был этногенез нынешних кумыков, балкарцев, карачаевцев, крымских караимов и крымских татар, вобравших в себя значительный нахский элемент. Одним из подтверждений тому является депортация кавказских народов 1944 года. По требованию союзников и Ватикана И. Сталин был вынужден выслать эти народы с Кавказа для освобождения территории под создание еврейского государства.[12]Конечно, передавать им Кавказ Сталин не собирался, но будучи в тот период зависим от союзников, был вынужден создавать видимость подготовки. В этой связи, уместно привести рассказ из книги Константина Петрова[13]. «В 1945 году в Ялте встретились Сталин, Черчилль и Рузвельт. Речь шла о переделе границ в Европе после уже близкого окончания войны. И Черчилль с Рузвельтом предложили Сталину: «Иосиф Виссарионович! Отдай нам Крым, а мы за это отдадим тебе таких же размеров кусок Германии». Сталин подумал немного и со свойственным ему акцентом говорит: «Если ви отгадаете мою загадку, то отдам вам Крим». И показывает Черчиллю и Рузвельту три пальца левой руки: большой, средний и указательный. «Какой из этих трёх пальцев сэрэдний?», – спросил Сталин. Черчилль удивился простоте загадки и ухватился за указательный палец «Вот средний!» «Нэ…эт…, нэ угадал», – ответил Сталин. Рузвельт посчитал, что Сталин хитрит, и надо выбирать их всех 5-и пальцев руки. Поэтому он указал на средний палец. «Нэ…эт…, и ты нэ угадал», – ответил Сталин. После чего сложил кукиш из трёх пальцев своей левой руки и показал его Черчиллю с Рузвельтом: «Вот сэрэдний! Вот вам наш Крим!». Основным субъектами выселения были чеченцы и ингуши, как автохтонные обитатели Кавказа, историю которых приписали еврейскому народу. Иные народы – балкарцы, карачаевцы и крымские татары выселялись, видимо, как наиболее генетически близкие к чеченцам. По свидетельству Хусейна Цолоева, он не раз слышал от старших, что карачаевцы и балкарцы - это один из нахских тукхумов (сообщество тейпов) под названием малкхар. Со своей стороны, Мовсар Дадаев отмечает, что немцы, хорошо знавшие кавкасионцев, не отделяли балкарцев и карачаевцев от нахов, относя их к арийцам. Несмотря на их тюркоязычность, немецкое гражданство и связанные с ним права они получали наравне с Нахами. Генетическую близость чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев со ссылкой на Леонтия Мровели подтверждает Д. Абдурахманов: «К потомкам Кавкаса Леонтий Мровели относил, судя по контексту его хроники, нынешних чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, осетин и горных грузин. Позже эти народы, единые по своему антропологическому типу, в науке получили название «кавкасионцы».[14] Сложнее обстоит дело с кумыками. С. Броневский писал о них как о старожилых татарах, переселившихся на Кавказ в отдаленные времена и смешавшихся с лезгинами. Но древние татары не являются предками татар современных, это разные народы. Татарами, вернее тартарами, в древности называли автохтонных обитателей Главного Кавказского хребта. Это были Нохчи. Поэтому возможно, кумыки действительно есть Нохчи, смешанные с лезгинами или иным этносом. Что касается выселения, то здесь видится чисто техническая ошибка, точнее, описка. Вместо кумыков выслали калмыков. Созвучие этнонимов привело к трагедии одних и спасло других. Человек, готовивший указ, не разбиравшийся в тонкостях Кавказа, мог стать источником такой ошибки. Кумыкская национальность авлия Кунта-хаджи и Ташу-хаджи, если это не является одним из подлогов, тоже указывает на недавние общие корни наших народов. Пока Нохчи, замкнутые в горах размножались и набирались сил, на их территориях вовсю хозяйничали другие. Нахские земли были переданы кабардинским, кумыкским и аварским князьям. Огнем и мечом насаждалось христианство. Местами развилось свиноводство. Когда окрепшие Нахи спустились с гор на равнины, они обнаружили свои земли занятыми. Пришлось возвращать их силовым путем. Историки эту версию подтверждают: «В начале 17 в. черкесские, кабардинские, казикумыкские, тарковские, аккинские, кумыкские князья и беки стали получать от русского царя грамоты на верноподданство с правом контроля и владения определенных земель, в том числе чеченских. Это означало, что инициатива политического союза с Россией в регионе перехвачена противниками Чечни. Поэтому дальнейшая общественно-политическая ситуация вокруг Чечни складывалась непростой: с одной стороны, предстояла упорная борьба за свои геополитические интересы с соседями, а с другой - для успеха в этой борьбе необходимо было наладить отношения с Россией. И то, и другое для чеченцев были вопросы непростые. Вся дальнейшая жизнь Чечни складывалась в жестокой борьбе с соседними князьями и ханами за освобождение своих земель, которая к середине 18 в. приняла открытую и бескомпромиссную форму».[15] Общую картину того периода можно представить по книге Д.Б. Абдурахманова «Хронология чеченской истории»: 1645 г. – Утверждение мурзы Муцала Сунчалеевича князем над нерусским населением Терского города. 1645 г. – Принятие чеченскими обществами – мичкизянами, шибутянами, брагунцами присяги на верность царю Алексею Михайловичу. 1721 г. – Поход русских войск и отряда калмыков во главе с ханом Аюкой в Чечню под командованием поручика Н. Кудрявцева. 1733 г. Чеченский владелец Айдемир принес присягу на верность России. 1747г. - Восстание чеченцев против кумыкских и кабардинских князей, подавлено царскими войсками. 1757г. - Восстание чеченцев против кабардинских, кумыкских феодалов. Русские войска подавили восстание чеченцев, заставили снова принять кумыкских, кабардинских и других феодалов. 1758г. - Восстание в Чечне против кабардинских и кумыкских князей и их изгнание. 1758г. апреля 7 - Военная экспедиция генерал-майора Фрауендорфа во главе регулярных войск с участием калмыков, кумыкских, кабардинских, ингушских и карабулакских старшин и узденей. 1767 г. – Нападение восставших чеченцев на Кавказскую линию. 1774г. - Новое восстание чеченцев против пришлых феодалов, подавление его генералом Якоби, командующим Кавказской линией". 1783 г. – Восстание чеченцев и ингушей против кабардинских и кумыкских феодалов. [16] Вот почему "Все соседи чеченцев - кабардинцы, ингуши, аксаевцы, дагестанцы и лезгины - почитали их за злейших себе неприятелей».[17] Разве могли эти соседи чеченцев, занявшие не свои территории, питать иные чувства, когда чеченцы изгоняли их со своих земель? Ингуши в том числе. Это явное указание на то, что ингуши, о которых говорит Броневский, есть те самые ингушевцы, не имевшие нахских корней, но никак не гIалгIай. | |
|
Всего комментариев: 1 | |
| |