Среди славных чеченских женщин-матерей, известных тружениц, деятелей науки, культуры много ярких имен атагинок: Малика Чикуева, Ляля Насуханова, Тамара Алиева, Жансари (Жарман) Шамилева, ЗулайХамидова, Зарган Умхаева, ХаваНавразова, ЕситаГанукаева, Рая Садыкова, Лайла Нажаева...
Но есть еще одна славная женщина, о которой мало знают. Это Эльвира Мутушева (тайп Ваштаро, с.Старые Атаги, прим.ред.). Видное место среди общественных деятелей, просветителей, публицистов Чечни, Северного Кавказа и Закавказья в XX веке занимают Мутушевы. Когда произносят эту фамилию, мы сразу вспоминаем Ахметхана и Исмаила Myтушевых. Всю свою жизнь они посвятили служению своему народу. Благодаря известному ученому, исследователю Хасану Туркаеву, мы достаточно много знаем о них. Но немногие знают, что сыновья и внуки Ахмед-Хана и Исмаила на протяжении всей своей жизни также оставили заметный след в истории республики. Следует напомнить, что судьбы у представителей этой фамилии в советский период складывались трагически. И это несмотря на то, что они честно и верно служили народу и Советскому государству в самые трудные годы истории. До середины 80-х годов прошлого столетия имена и дела этих людей находились под запретом. Судьба разбросала представителей этой фамилии по всему Советскому Союзу. Они долгие годы не встречались, мало знали друг о друге. Но где бы ни были Мутушевы, они никогда не забывали, что они чеченцы. Любовь к своему народу, готовность служить ему всегда была неразлучна с ними. Малейшую возможность они использовали, чтобы принести пользу своему народу. Природная интеллигентность - оьздангалла, доброжелательность, готовность помочь каждому свойственна и сегодняшним представителям этой фамилии. Думаю, что подрастающему поколению будет интересно узнать об Эльвире Эдильхановне Мутушевой, внучке Ахмет-Хана Мутушева. А старшему поколению, особенно ветеранам культуры, будет еще один повод вспомнить о 70-х годах прошлого столетия. Эльвире и Ширвани Мутушевым повезло больше. Эльвира жила и работала в Москве. Ширвани учился в институте им. Г. В. Плеханова. Они часто встречались.
- После.окончания института и до самой пенсии Эльвира работала художником на «Мосфильме», - рассказывает Ширвани Мутушев. - С ее участием снимались фильмы «Хождение по мукам», «Горячий снег» и многие другие.
В конце 60-х годов прошлого века Эльвира приезжала в Грозный. Не упускала возможность приезжать и пожить в Старый Атагах. И сейчас Эльвира попрежнему живет в Москве. В последние годы родственницу часто навещает старший сын Ширвани - Алихан. В одну из последних поездок Алихана Эльвира Эдильхановна передала ему свой личный архив. (Эти материалы представляют интерес для Министерства культуры, коллектива ансамбля «Вайнах» и Национального музея ЧР). Материалы архива проливают свет на деловую часть приезда Э. Э. Мутушевой домой в ноябре 1969 года. Из договора, заключенного в 1969 году меаду Министерством культуры ЧИАССР (министр В. Татаев) и Э. Мутушевой, видно, что художник «Мосфильма» была приглашена для выполнения эскизов костюмов для Государственного ансамбля песни и танца «Вайнах». Видно, что этот вопрос для чеченских деятелей культуры того времени был далеко не праздным, не рядовым. За трагические годы депортации из памяти народа «стерлось» очень многое, в том числе и элементы конструктивных деталей мужского и женского комплексов национальной традиционной одежды чеченцев и ингушей. По всей вероятности, были и попытки навязывать не свойственные вайнахам костюмы или их элементы. Среди историков одежды народов Северного Кавказа даже в конце 80-х гг. XX века были такие авторы, которые «не замечали», «не видели» праздничных чеченских национальных женских и мужских костюмов (ем.: кн!. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Е.Н. Суденецкая. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. Москва. «Наука». 1989.) В таком солидном труде среди других нет иллюстраций праздничных чеченских мужских и женских национальных костюмов. В 60-е годы, наверное, подобных деятелей было не меньше. И нужно было, чтобы за эту ответственную работу взялся не только высококвалифицированный, авторитетный художник, а человек, который на этногенетическом уровне мог чувствовать и решить проблему, если можно так сказать. Э. Э. Myтушева отнеслась к данной проблеме очень серьезно и добросовестно. Строго на научной основе, что особенно ценно. Она собрала полевой материал в Чечне, Ингушетии, Грузии. В первую очередь в высокогорных районах. Сделала многочисленные зарисовки, эскизы. В ее личном архиве выписки из подлинных документов, сделанные в архивах музеев СССР. Министр культуры В. Татаев был огорчен, что его ходатайство было отклонено. Однако Мутушева через руководство «Мосфильма» все же добилась разрешения поработать в архивах музеев страны. К назначенному по договору сроку эскизы 22 костюмов народов Кавказа для ансамбля «Вайнах» были готовы. В архиве Э. Э. Мутушевой сохранился черновик протокола заседания художественного совета Министерства культуры. (Наверное, черновик ей передали, чтобы она устранила отдельные замечания членов худсовета). На заседании присутствовали Татаев, Гешаев, Солцаев, Элимбаев и другие работники культуры. С учетом незначительных замечаний эскизы костюмов были утверждены и приняты. Страна готовилась отмечать 100-летие со дня рождения В. И. Ленина. Над новой программой коллектив ансамбля «Вайнах» работал много, с большим вдохновением.
Магомед Дикаев в газете «Грозненский рабочий» 22 апреля 1970 года писал: «Хореографический коллектив ансамбля под руководством молодого одаренного балетмейстера Тапы Элимбаева сделал большой шаг вперед в своем художественном развитии... Первые аплодисменты. Первые улыбки признания во время концерта свидельствуют о том, что многомесячная работа принята. Новая программа открывается «Атагинской лезгинкой». Т. Элимбаеву пришлось не раз наблюдать, как танцуют атагинцы. Балетмейстер вернул народу танец, озарив его отблеском хореографической культуры.
- Следует сказать и о художественном оформлении программы, - писал далее М. Дикаев. - Большинство костюмов создано со вкусом, со знанием истории чечено-ингушской национальной одежды, отличается яркостью и подчеркивает национальный колорит и характер танцев». В июле 1970 года в Москве прошла неделя Чечено-Ингушетии. В подборке материала «Салам, Москва!» Ахмет Мальсагов писал: «Министр культуры Ваха Татаев полгода назад показал мне эскизы костюмов. Рисунки удивляли точным вайнахским орнаментом, знанием всех особенностей старинной одежды чеченцев и ингушей... Все, кому доводилось видеть наш ансамбль раньше, сегодня поражались богатству и разнообразию нынешних его нарядов. Зрители с первых минут были заворожены нарядностью ансамбля»... 20 января 1972 года газета «Советская культура» писала: «Недавно москвичи и гости познакомились с искусством замечательного коллектива («Вайнах»,- М. П.)... Нельзя не упомянуть и о костюмах, сделанных по эскизам художника «Мосфильма» Э. Мутушевой. Умелое сочетание цветов, рисунков, фактуры самого материала (бархата и золотой парчи) помогает придать зрелищу особую красочность».
- Половина наших успехов - из-за тебя, благодарили москвичку артисты, - продолжал А. Мальсагов. - Зовут ее Эльвира Мутушева. Я видел ее на концертах. Высокая белокурая женщина с волнением смотрела на сцену, словно еще и еще раз любуясь творением своим, проверяя, так ли все выглядит, как надо». (Газета «Грозненский рабочий». 12 июля 1970 года).
Несомненно, эта работа была главным делом всей жизни Эльвиры Мутушевой.
Мовлди Пахаев
Вести Республики, №193, 7 октября 2010 г.
|