21:22 Как мы жили. Саламбек Улубаев | |
Наше небольшое горное селение, по середине которой проходит трасса Грозный - Шатой, всегда радовало глаз путника. Оно расположилось посреди зелёных лесистых гор с запада на восток буквально на расстоянии одного километра и с севера на юг - чуть больше этого расстояния, правая часть же его находится по над самым крутым обрывом стремительной горной реки Аргун, но речь не об этом. Дело в том, что на этом небольшом участке каждое место, каждый участок земли имели свои местные "географические" названия, как в самом селе, так и в тех местах, которые находились всего лишь в нескольких десятках метрах у подножия горы или в ложбинах гор. Внутри села каждый пятачок его был "границей", соблюдаемая неписаными законами старины. Существовала чёткая субординация. Никто на "чужую территорию" не заходил, когда там находились "хозяева". Прохожие уважительно здоровались с аксакалами и двигались дальше. На одном из таких пятачков собирались старцы и говорили о преданиях глубокой старины, о религии; на другом - бывали пожилые, у которых основная тема была житейская; на третьей "площадке" собиралась молодёжь, обсуждавшая тему работы, учёбы или женитьбы, она, молодёжь, в те годы читала очень много и была довольно продвинутой, не смотря на информационный дефицит того времени, но остальные "просторы" оставались, конечно, во власти непоседливой детворы. Не смотря на то, что в селе проживало более шестисот человек, оно всегда было людным, а ныне редко кого встретишь на улице, "интернетная" лихорадка охватила всех - от мала до велика. На данную тему меня натолкнула мысль после прочтения стихотворения Р. Асаева "Старики". Старики..., дорогие мои, старики... Какими они незаурядными личностями были! Одетые в национальную форму, в папахах, чрезвычайно этичные, культурные и гордые Они уже очень- давно не работали, и никто не говорил им повязать галстуки, либо одеть классические костюмы. Но все они, как один, вне зависимости от своих материальных возможностей, одевались так, как того требовала национальная традиция. Они были строги, горды и неподражаемы во всех отношениях, от них веяло такой чистотой и положительной энергетикой, что при встрече и разговоре с ними, эта энергия переходила к тебе в виде неподдельной гордости и скромности, которыми эти старцы обладали. Это были в большинстве своём люди, в спину которых никто не смог бы показать пальцем и промолвить о каком-то плохом поступке за их долгую жизнь. И, самое главное, я не помню ни одного старика с большим отвисшим животом.Такая" комплекция" фигуры мужчины считалась недостойной, если, конечно, не было связано оно ожирением, вызванной патологией болезни. Да, ни одного! Они были строги, как в одежде, так и в еде. В разговоре их содержательная речь блистала культурой и умом, она была лаконична, но богата лексикой и никогда из уст их я не слыхал ни единого похабного слова. И что за диво, этих людей, моющих лицо, руки, ноги, рот, носоглотку, уши и затылок по пять раз каждый день, некоторые цивилизаторы продолжали считать дикарями?! Остаётся добавить: руки вы, господа, моете всегда перед едой, не поленитесь же помыть и ноги, хотя бы раз в день, чтобы от них не несло неприятным потным запахом! Саламбек Улубаев | |
|
Всего комментариев: 0 | |