13:59 Нашха. С-Х. Нунуев | |
Ни один чеченец, хоть немного знакомый с историей своего народа, не остаётся равнодушным, когда произносится это сакральное слово – НАШХА! Отрадно, что значение Нашхи для нашего народа хорошо понимает Глава нашей республики Рамзан Кадыров и он намерен возродить этот край в таком виде, чтобы он не только стал доступным для туристов и желающих побывать на родине своих предков, но и планирует возродить башни, культовые сооружения, обеспечить должной инфраструктурой весь этот исторический, рекреационный комплекс, ныне пребывающий в первозданном, экологически безупречном виде. Каждый чеченец скажет сегодня, что он – родом из Нашхи. С чем это связано? Почему наши отцы и деды в один голос называли Нашха исторической колыбелью нашего народа? Попробуем ответить на эти и другие вопросы, связанные с затемнёнными полосами нашего далёкого и очень далёкого прошлого. История, связанная с Нашха – это средневековая история нашего народа, наиболее значимые события которого относятся к ХIII – ХVII векам нашей эры. Поэтому в корне неверно, когда дилетанты говорят о Нашхе как о ПРАРОДИНЕ чеченцев. Наша прародина – это места распространения Майкопской и Куро-Аракской археологических культур, и простирается она с 5-7 тысячелетней давности от Северного Кавказа до междуречья Тигра и Евфрата. Вернёмся, однако, к Нашха, средневековому очагу консолидации остатков чеченских родов (тейпов) со времён нашествия татаро-монголов до укрепления на северных рубежах наших исторических земель Российской империи, которая стала естественным щитом против бесчисленных набегов всевозможных степняков – кочевников. Речь идёт о том, что средневековые предки чеченцев вынуждены были отступить высоко в горы, чтобы не быть покорёнными татаро-монгольскими ордами и не выплачивать им дань. (А дань, между прочим, надо было выплачивать не только скотом, лошадьми, зерном или деньгами, но и красивыми девушками!) Чтобы не терпеть такое унижение, наши прямые предки решили стоять до последнего. Вот, к примеру, рассказ о том, как чеченцы во главе с охотником Идигом 12 лет противостояли варварам. «В юго-восточной части Чечено-Ингушетии расположена гора Тебулос-Мта, вершина которой поднимается на 4512 метров над уровнем моря. Среди чеченцев о восхождении на эту вершину имеется много старинных поверий. Почти все существующие поверия указывают на то, что восхождения на Тебулос-Мта связываются с желанием чеченского племени или отдельных горцев подняться как можно выше, чтобы защитить себя от врагов. Первое предание, которое наиболее правдиво рисует попытку чеченцев подняться на Тебулос-Мта с целью укрытия от татаро-монгольских захватчиков, относится, по всей вероятности, к XIII веку. Племена, живущие в юго-восточных горах Чечено-Ингушетии, узнав о нашествии «несметных полчищ врагов на лошадях, которые закрыли их землю, как черные тучи в ненастье закрывают солнце», решили уйти в недоступные для врага места. Все ущелья и горы, окружающие эти племена, были осмотрены, но нигде не нашлось надежного места, где бы можно встретить и разбить врага. Старики пришли к единодушному мнению: лучшим местом для укрытия от врагов является гора Тебулос-Мта. С этой горы чеченцы будут внезапно спускаться и уничтожать татар. Были выделены наиболее опытные и отважные охотники-горовосходители, которые знали подходы к этой вершине. Приготовив длинные веревки, сделанные из конского волоса, 12 молодых чеченцев во главе с 50-летним охотником Идигом пошли отыскивать наиболее легкий путь восхождения. Первоначально они осмотрели Тебулос-Мта с той стороны, «откуда появляется солнце», то есть с востока. Но там они увидели отвесные скалы и ледники. Несмотря на это, Идиг предложил попытаться подняться именно по этому, кажущемуся невозможным пути. После многих дождливых дней, наконец, они увидели синее небо, все залитое солнцем. Но как обманчива эта безоблачная синева в горах! Пробежало по небу небольшое облачко, затем появилась какая-то мгла над вершиной. А когда чеченцы начали преодолевать крутые стены скал, мгла окутала их. Задул сильный ветер, пошел снег. Найдя небольшой выступ скалы, группа укрылась под бурками от непогоды. Три дня и три ночи свирепствовал буран. Снег покрыл толстой пеленой склоны и вершину Тебулос-Мта. Путь чеченцев лежал к черному скалистому массиву, покрытому снегом, с серебряными извилинами замерзших ручьев. Со скал свисали огромных размеров ледяные сосульки, словно бороды злых ледяных великанов. Но не испугала смельчаков трудная дорога на вершину. Они пошли вперед. Сначала карабкались по сильно разрушенным мягким скалам. По ним было идти легко. Дальше они становились прочнее и сложнее. Чеченцы перешли на скалолазание. До вершины оставалось 200 — 300 шагов, но в это время налетевшая снежная лавина смела их со скал. Из 13 человек только трое остались в живых, но и те были сильно побиты. Через несколько дней пришедшие искать их люди нашли смельчаков в жалком состоянии. Так трагически, согласно старинному поверию, закончилась первая попытка покорить Тебулос-Мта. Однако, несмотря на неудачу, старики сразу же послали другие группы на восхождение, так как в это время «татарские отряды Субеда, а затем Сарта вторглись в страну асов» (осетин), а войска Менга и другого начальника монголов завоевали землю черкизов. Перед отправлением групп на восхождение израненный во время падения со скал Тебулос-Мта Идиг рассказал собравшимся идти в поход чеченцам, почему не сумел подняться на вершину его отряд. Он посоветовал начать восхождение с того места, откуда дует горячий ветер, то есть с юга, ибо на этих склонах меньше бывает снега. Послушавшись совета Идига, чеченцы начали подниматься на Тебулос-Мта с юга. Путь оказался нетрудным. Вначале шли по высокой альпийской траве, затем начали подниматься по скалам, как по ступенькам. Причем наиболее удобный подъем вел чеченцев в сторону, где скрывается на ночь с человеческих глаз солнце, то есть к западу. Этот путь особенно был приятным и радостным для восходителей. С этой стороны, то есть с запада, была видна дорога, откуда должна была появиться татарская конница. Другого пути в этот район не существовало. Правда, в эти места были тропинки с юга, с севера и с востока, но их непрошеные гости не знали. К тому же через перевалы, по которым проходили те тропы, не могли пройти кони. А татары без лошадей не были страшны для чеченцев, в пешем строю они воевали гораздо лучше пришельцев. В первый день чеченские воины дошли до предвершинного гребня. Здесь они нашли удобные площадки для размещения войск. День клонился к закату, и в лучах заходящего солнца перед ними открылись отвесные стены недалеко стоящих, словно шеренги воинов, горных вершин. А вдали белым призраком поднимался Эльбрус. Гордый красавец Бетлам-Корт (Казбек), казалось, стоял совсем рядом с золотой головой, освещенной лучами заходящего солнца. Задымились небольшие костры, разложенные из сухого конского помета. Жарилась баранина и варилась говядина. Воду принесли чеченцы в бурдюках из ручьев, берущих начало под отвесными скалами. Укрывшись бурками, воины всю ночь проспали крепким богатырским сном. С восходом солнца чеченцы вновь пошли на вершину. Крутые скалы стены сменились вершинным гребнем, состоящим из отдельных каменных глыб, покрытых толстыми шапками фирна, оставшегося от обильно выпадающего в этот год снега. Быстро начавшаяся портиться погода чуть не сорвала успешное восхождение на вершину. Всю местность окутал нахлынувший с запада туман. Почти на ощупь в густеющем тумане они выходят на гребешок, прямо ведущий к вершине. Чтобы не сорваться, воины остановились, связались веревками и укрепились ими за камни. Почти целый день вынуждены были просидеть восходители в ожидании улучшения погоды. Во второй половине дня вершина очистилась от тумана, и они бодро и быстро начали продвигаться вверх. Вершина оказалась совсем близко. Собравшиеся на самой высшей точке воины громко прокричали боевой клич. Попробовали пустить вниз стрелу из лука, а затем копье, которые были видны почти до самого места их падения. Дорога, откуда ждали татар, была видна на десятки агачей. Посоветовавшись, решили устроить на вершине горы наблюдательный пункт, откуда следить за приближающимся неприятелем и сообщать криками или другими сигналами о появлении татаро-монгольских конников. Спуск с вершины был совершен по знакомой дороге быстро, без происшествий. Найдя дорогу на самую высокую гору Восточного Кавказа, чеченцы «решили натаскать туда корм для овец и топливо для воинов. Более месяца длилась днем и ночью заготовка сена и топлива. Крупный рогатый скот был отправлен в потаенные, находящиеся за Тебулос-Мта в горах места. С ним были отправлены часть женщин и дети. Остальные женщины и мужчины, вооружившись копьями и стрелами, поднялись на боевые площадки Тебулос-Мта, где заготовили много камней для сбрасывания на подошедших к горе татарских конников. Только успели подняться на гору чеченцы, как к ней подошли несметные полчища татар. Они запрудили все ущелье. Не ожидавшие нападения татары остановились на ночлег у подножия Тебулос-Мта. Ночью на них обрушилась каменная лавина, сброшенная чеченцами с высоты. Многие татары были убиты, а оставшиеся в живых, давя друг друга, начали в панике убегать из опасного места. Днем собравшиеся татары пошли в наступление на чеченцев. Но и днем, несмотря на яростные атаки, они, потеряв много убитых и раненых, вынуждены были отступить. Более месяца длилась кровавая битва чеченцев с татарами. Пришла глубокая осень. В горах выпал снег, татары вынуждены были уйти зимовать на юг, так как в покрытых снегом ущельях не было корма для лошадей. На следующий год, с наступлением лета, вновь пришли татарские полчища уничтожать горцев. Но и в этот год им не удаюсь захватить гору, на которой засели отважные чеченцы. Битва продолжалась 12 лет. Основное богатство чеченцев - скот был угнан татарами. Людей захватчики уничтожали сотнями. Опустели ущелья и горы, только разжиревшие от людского мяса орлы летали над вершинами Кавказа. Словно саранча, уничтожившая тучные, в человеческий рост, посевы и превратившая зеленую степь в черную голую пустыню, так и татаро-монгольские полчища превратили густонаселенные и богатые предгорья, ущелья и горы Кавказа в безжизненные глухие места. Несмотря на ужасное разорение и опустошение некогда богатых родных мест, испытывая недостаток в продовольствии и вооружении, многочисленный отряд чеченцев, засевший на Тебулос-Мта, мужественно продолжал борьбу. Понимая, что не в состоянии одолеть чеченцев силой, враги решили взять их хитростью. Для этой цели в осажденный в горах лагерь чеченцев они послали лазутчиков, которые начали уговаривать их спуститься с крепости и сложить оружие. По уверениям лазутчиков, тагаро-монголы не сделают вреда мужественным воинам, добровольно сдавшимся в плен. Горцы разгадали коварный замысел. Ночью, сделав вылазку, они перебили многих татар и заставили их отступить. На следующий день татары подошли к чеченцам в пешем строю без оружия и предложили прекратить военные действия, пообещав отпустить взятых накануне в плен детей и женщин, находившихся в «тайном укрытии», а со спустившимися с укрепленной горы воинами всегда держать мир и дружбу. После долгих споров, положившись на обещание татар отпустить женщин и детей, а также не чинить расправы с воинами, чеченцы решили спуститься с гор. На горе остались Идиг да несколько наиболее верных ему сподвижников-друзей. Однако враги нарушили обещание. Когда чеченцы спустились с горы, выскочившие из засады многочисленные вооруженные отряды татарских конников перебили в жестоком бою всех до одного чеченцев, а затем уничтожили женщин и детей. Оставшиеся в живых чеченцы были угнаны в рабство. Так, согласно народному преданию, закончилась 12-летняя битва чеченцев с иноземными захватчиками. Не плененный татарами хромой Идиг с небольшим отрядом впоследствии рассказывал о постигшей печальной участи чеченцев и о коварстве татаро-монгольских поработителей». Таково предание, зафиксированное многими авторами, в частности, Николаем Красновым более полувека назад. После двенадцати лет попыток подступиться к горцам, воины Чингис-Хана оставили чеченцев в покое. Горцы спустились в местность, которое называлось Нашха и образовали там неподвластную Орде вольницу по принципу военной демократии. (Вольница – коммуна, когда острая необходимость, связанная с малоземельем и исключительной стеснённостью, вынуждала выживших людей самых разных тейпов жить одной единой семьёй, вместе занимаясь хозяйством, вместе обороняясь, не разделяясь на князей и холопов, на богатых и нищих). Такая система военной демократии надолго внесла в вайнахское общество принцип: «У нас нет князей и холопов, мы все – князья!» Сказанное подтверждается тем, что в Нашхе до шамилёвских времён находился большой медный котёл, в котором варилась пища для многих людей, и на этом котле, по преданиям, были выгравированы имена всех тейпов, наследники которых в нашхойской коммуне были представлены. Отсюда, очевидно, утверждение, что чистота и древность того или иного тейпа определяется по тому признаку, записано ли его имя на том котле. К тому времени относится и появление Великой сигнальной системы, когда вайнахи сохраняли свою независимость с помощью башенных сооружений. В истории народа остались теплые воспоминания о появлении в горах и предгорьях Тамерлана (Тимучина, Тимура). Он не был кровавым завоевателем, скорее, проповедником ислама. Современники оставили записи лишь о том, что войска Тамерлана бросала в пропасть языческие капища горцев. А в знак признания мужества чеченцев Тамерлан, по преданиям, подарил им свой меч. На плоскости в последний период господства чингизидов образовалось нахское царство Симсир, исповедующее ислам и вступившее, очевидно, в союзнические отношения с Ордой. Вольница в Нашхе просуществовала еще не одну сотню лет. Лишь тогда, когда относительно обезопасился выход на плоскость, горцы начали осваивать восток (Ичкерия) и север (Шуьйта, Марта, Атаг1а, Чечана, бух1ан-Юрт, Ног1амарзин-Юрт) и др, возвращаясь на исконные земли своих предков.
С-Х. Нунуев, член Союза писателей СССР, РФ, к.и.н., доцент ЧГУ | |
|
Всего комментариев: 0 | |