Главная » 2015 » Июнь » 17 » Борьба нахов с нашествием Тимура.
08:55
Борьба нахов с нашествием Тимура.

В середине XIV в. в Средней Азии выделился полководец Тимур (Тамерлан, Тимурленг), который стал основателем нового государства Мавераннахар (столица Самарканд). Номинальными его правителями были послушные Тимуру чингизидские царевичи (от их имени чеканилась и монета), сам же он носил титул эмира (князь, правитель). Тимур (1336-1405 гг.) ставил официальной целью своих завоеваний утверждение ислама, восстановление Монгольской империи в границах, достигнутых Чингис-ханом и его преемниками. «Все пространство населенной части мира не заслуживает того, чтобы иметь больше одного царя», полагал Тимур, претендуя на мировое господство. Среднеазиатский завоеватель создал мощную армию, вооруженную унифицированным оружием, разделенную на организованные подразделения пехоты и конницы, которым придавались специализированные части (например, горные и инженерные).

В ряде преданий это имя звучит как Кахир (Къахир)-хан. Более развернуто вопросы, вынесенные в данный раздел, изучены в монографии X. А. Хизриева («Кавказцы против Тимура». Грозный, 1992), а также в работах Э. В. Ртвеладзе и др. Впервые в Азии он начал использование огнестрельного оружия. Все это позволило ему не только объединить Среднюю Азию, но и захватить Афганистан, Индию, Иран, разгромить Кавказ и земли Золотой Орды.

Хан Золотой Орды Тохтамыш (захватил правление в 1382 г.) терпел немало бед от своих соперников, пока, наконец, не нашел поддержки со стороны Тимура и тогда прочно овладел ханством. Однако он не мог сдержать аппетиты кочевой знати и напал на Северный Иран (Азербайджан), зависимый от Тимура. Более того, он намеревался восстановить власть над всеми странами, которыми владел его прадед Чингис-хан, в том числе и над теми, которыми правил Тимур. В 1391 г. войска Тимура нанесли Тохтамышу поражение в районе Поволжья, однако золотоордынский хан оправился сравнительно быстро и отказался от мира и союза, предлагаемого Тимуром. Все это привело два громадных государства к дальнейшим столкновениям, трагически сказавшимся на судьбах всех народов Кавказа, включая и нахов.

В 1386 и 1394 гг. Тимур совершил несколько походов на Кавказ. Он огнем и мечом прошел Северный Иран и Закавказье (Азербайджан, Армению, Грузию). В грузинских источниках приводится несколько сведений о действиях Тимура в Грузии, о политике исламизации страны и взятии Тбилиси, о грузинонахском боевом содружестве и т. д. Царь Георгий VII к 1394 г. сумел накануне очередного нашествия провести оборонительные мероприятия — он собрал грузинское ополчение, к которому присоединил кавказских горцев, включая и нахов (в частности, из районов, прилегающих к Дарьялу). Вначале объединенное грузино-горское войско имело некоторый успех, они даже смогли отбросить передовые отряды завоевателей. Но, в конечном счете, подход Тимура с основными силами решил исход войны. Разбитые грузины и нахи отступили на север в горные ущелья Кавказа. Учитывая стратегическую важность перевальных дорог на Северный Кавказ, в особенности, естественной крепости — Дарьяльского ущелья, Тимур решил захватить его. Однако огромная масса войск настолько смешалась в горных теснинах и ущельях, что оказалась небоеспособной. Оборонявшиеся сумели убить столь много людей в передовых рядах врагов, что, не выдержав, «повернули... воины Тимура».

В начале 1395 г. было принято решение о походе на Золотую Орду, и армия Тимура, возросшая за счет отрядов вассальных правителей до 300 тыс. человек, сосредоточилась у Дербента, затем прошла прикаспийский Дагестан, сбила передовые отряды. Тохтамыша на Сулаке и вошла в Чечню. Переправившись через р. «Сундж» (Сунжа), а затем и Терек (на левый берег), полчища Тимура столкнулись с племенной армией Тохтамыша, собранной со всей Орды. Здесь были татаро-монголы, черкесы, аланы, генуэзцы и, возможно, нахи, так как в данной ситуации это была оборонительная война, а нахская область Симсим, где правил Гаюр-хан, непосредственно прилегала к театру военных действий.

Развернув свои войска на левом берегу Терека, Тимур 15 апреля 1395 г. открыл генеральное сражение с Тохтамышем, силы которого не уступали войску Тимура, если не превосходили его. В трехдневной битве, таким образом, с обеих сторон сражалось не менее полумиллиона человек. Как говорит современник, «ручьями лилась кровь по степи». Сражение, вылившееся в жестокое побоище, закончилось полным поражением ордынского войска. Тохтамыш бежал на Волгу, а один из его эмиров Утурку укрылся в горах Центрального Кавказа (Б. Д. Греков, А. Ю. Якубовский, X. А. Хизриев). Тимур начал планомерное истребление остатков войск Тохтамыша и золотоордынских владений. Очистив степи, он в том же 1395 г. принялся за Северный Кавказ, последовательно покоряя область за областью. Так, он разорил область черкесов — Северо-Западный Кавказ («ограбили весь улус черкесский»), затем захватил страну западно-аланских правителей Буриберди и Буракана (предположительно, Карачаево-Черкесия и Пятигорье), причем, сам Тимур «с целью джихада взошел на гору Эльбруз». Неприступные крепости Кули и Тауса, расположенные в горах Северной Осетии и Балкарии, пали в ходе штурмов горных твердынь, затем наступила очередь Пулада, владевшего районами, охватывавшими часть Осетии и Ингушетии — область «Ихран», «Иркувун» (здесь же скрывался чингизид Утурку). После разгрома Пулада и пленения Утурку Тимур дал очередной отдых войскам, значительно потрепанным в ходе ожесточенных боев в горных условиях. Очередной поход, в том же 1395 г., Тимур, по мнению X. А. Хизриева, направил на страну Симсим (Чечня)

Самые известные переправы через Сунжу и Терек находились в районе Гудермеса и Брагунов. Кстати, именно в конце XV в. прекратило здесь существование крупное Гудермесское городище, возможно, уничтоженное армией Тимура. Другая переправа через Сунжу находилась в районе современного Грозного. Народное предание именно эту переправу связывает с именем Тимура. предположительно, восточная часть Ингушетии) . Правитель Симсима Гаюр-хан («Кюр-бек» некоторых источников) так и не изъявил покорности Тимуру, несмотря на то, что огромные полчища стояли у границ страны. Судя по отрывочным данным, Симсим имел удельное деление, население одной из областей было, по-видимому, исламизировано. Так, сына Гаюр-хана звали Мухаммед, и он имел в своем управлении «иль» (область) и подданных.

Тимур вошел на Чеченскую равнину, скорее всего, в районе современного Грозного, где и переправился через Сунжу. Судя по сведениям персидских летописцев Шами и Иезди, основное сражение Тимура с ополчением Симсима состоялось на плоскости. По прибытии Тимура в Чечню сын Гаюр-хана Мухаммед перешел со своим илем на сторону завоевателя и, «удостоившись чести целования ковра, вступил в число слуг двора». В связи с действиями Тимура на Сунже возникает вопрос о г. Магас (Алхан-Кала). Есть основания полагать, что в XIV в. он возродился, а в 1396 г. был взят среднеазиатским завоевателем, который даже долго стоял здесь лагерем. Недаром же, даже в XVI в. русские источники называют Алхан-Калинское (Куларинское) городище «город Темир-Аксака».

После случившегося поражения равнинное население укрылось в горах, однако сопротивление нахов только начиналось. Видимо, было совершено и несколько дерзких вылазок, после чего «Тимур лично отправился против них...» в горы. Придворные историографы сообщают, что здесь было много неприступных мест, башен и крепостей, которые завоеватели захватывали и разрушали, сбрасывая при этом плененных жителей в пропасти. X. А. Хизриев считает, что действия Тимура в горах затронули горные селения современных Назрановского, Сунженского, Ачхой-Мартановского и Шатойского районов Чечни и Ингушетии. Другие исследователи полагают, что Тимур вошел в горы через Аргунское ущелье, а затем двинулся с запада на восток, пока не дошел до Андийского хребта (Э. В. Ртвеладзе). Накал боев в горной Чечне был столь велик, что отряды Тимура в пылу боев забирались в такие места, что ни конному, ни пешему нельзя было затем спуститься, «а следовало оттолкнуться и скользить вниз». Придворные хронисты вынуждены были от См., разнствующие суждения о географии действий Тимура на Северном Кавказе в работах А. Е. Криштопа, Э. В. Ртвеладзе, В. X. Тменова и X. А. Хизриева.
Необходимо отметить, что и сам Тимур «подвергался этим ужасам и опасностям» в горах Симсима. Уничтожая «все церкви и капища их», завоеватель достиг Аксая, спустился на плоскость (между Сулаком и Тереком), где «напал на иль и улус этой равнины». Это могли быть районы, населенные нахами-ауховцами и кумыками. Здесь, согласно преданиям, ауховцы выдержали ряд битв с отрядами Тимура, а затем смогли даже оказать помощь дагестанским собратьям, подвергшимся нашествию, в частности, лакцам. Тимур, сделав «набег на предгорье горы Аухар», затем пошел на восток, громя дагестанские селения. Где-то на правобережье Сулака войска эмира взяли штурмом город Алмак, имевший 7-8 тыс. домов. Отдельные отряды рассыпались по окрестным горам и ущельям. Производительные силы края были основательно разрушены нашествием Тимура. Его воинство вырубало леса, уничтожало сады, растаптывало поля, разрушало города, села, башни, «храмы и капища». Захваченное в плен население, как то было и в период татаро-монгольского нашествия, частью уничтожалось, частью угонялось в рабство, скот и материальные ценности присваивались.

Поход Тимура на Чечню был настолько чудовищным по своим последствиям, что память о нем надолго запечатлелась в устном творчестве народа. Многочисленные легенды и предания об «Аксак-Тимуре», топонимика и ономастика, связанные с событиями того времени, прочно запечатлели нашествие «властелина вселенной». Зимой 1395/1396 г. ставка эмира перемещается в низовья Кумы; войска Тимура вновь ринулись в степи, сожгли золотоордынские города на Волге (Сарай-Берке и Хаджи-Тархан), разграбили Северный Прикаспий, а весной 1396 г. продолжили завоевание горного Дагестана, воздвигая «из убитых холмы». В том же 1396 г. армия Тимура ушла через Дербент на дальнейшее завоевание Закавказья, Сирии и Малой Азии. Всего было совершено семь разорительных походов войск Тимура на Кавказ и Грузию. И только в 1404 г. грузинский царь Георгий VII признал власть Тимура. В 1405 г. во время подготовки похода на Китай Тимур умер, а его империя вскоре распалась.

В целом, в результате ожесточенных войн с горскими народами Северного Кавказа Тимур убедился, что ему не удастся закрепить этот регион за собой. Тем, может быть, и объяснялась его тактика истребления населения, чтобы оно не могло выступать на стороне народов Закавказья и Золотой Орды. Как известно, именно Северный Кавказ являлся основным экономическим центром и хлебной житницей татаро-монгольского государства. Экспансия Тимура принесла невосполнимый урон населению и культуре всего Северного Кавказа, исчезли последние остатки этнических алан, угасли северокавказские города, исчезли сотни селений; было вырезано плоскостное население Центрального Предкавказья, бассейнов Терека, Сунжи и Сулака. Впервые в таком масштабе пострадали горные районы Чечни и Ингушетии, которые даже в период 150-летнего господства Золотой Орды оставались практически нетронутыми. Серьезно пострадали и нахи южных склонов Большого Кавказа, которые активно участвовали в военных предприятиях грузин против Тимура. Нашествие Тимура окончательно обессилило Золотую Орду, которая в течение XV столетия, так и не восстановив свое могущество, распалась на отдельные ханства и владения.


ИА "Чеченинфо"

Категория: Зорба (публикации) | Просмотров: 1753 | Добавил: i_balaev
Всего комментариев: 0
avatar